«Urban Morphogenesis»: разрушая стереотипы…
или как рисунок на ноге может стать символом информационной перегруженности общества?
Одна из самых насыщенных яркими деталями будок, составляющих сегодня стрит-арт экспозицию Новой Трехгорки, с первого взгляда заставляет задуматься: а не тату-мастер ли её делал? Крупный план мужских ног, украшенных яркими изображениями, выглядит, как сочная и яркая пропаганда ещё одного способа художественного самовыражения – превращения в арт-обьект собственного тела. Первое предположение оказывается точным попаданием в цель. Автор работы, Виктория Вейсбрут, действительно много лет отдала именно работе в сфере тату. Однако посвящена её фреска (ставшая для художницы первым экспериментом в фасадной живописи) гораздо более глубокой теме.
Если присмотреться к изображению внимательней, взгляд постепенно переползет с красочных символов на руки, держащие мобильный телефон с крестом, нарисованным там, где обычно располагается эмблема производителя. И всё покажется совсем непонятным. Слишком уж много разнообразных кусочков содержится всего на одной стене. Как признается Виктория, именно заставить проходящего мимо наблюдателя задуматься о перегруженности современного человека, она своей работой и пыталась.
- В каждом отдельном элементе нет никакого смысла, - улыбается она. - Важен факт наличия большого числа ярких образов в принципе. Это работа про переизбыток информации. У меня создан целый проект, посвященный этой теме, преимущественно в холстах и скульптуре.
Здесь мне захотелось продолжить эту важную тему. Фигура человека, погруженного в содержимое своего мобильного телефона, возвышающаяся над скоплением ярких изображений – мой способ поразмышлять о сосредоточенности общества на цифровых технологиях. Сегодня весь мир перешел на «цифру». Дальше мы рискуем пойти по пути, в котором могут образоваться даже новые религии, обожествляющие искусственный интеллект. И в ближайшем будущем имеем все шансы получить молодежь, которая совершенно иначе будет воспринимать, погрузившись в современные технологии с головой, даже понятие веры. Поэтому в Трехгорке я решила поработать с образом погруженного в сетевой мир пользователя, поглощенного информацией. Ему комфортно в этих условиях, но он не замечает того, что иллюзорное удобство постепенно его поглотило.
- Твоя задача – просто сделать ситуацию наглядной или заставить задуматься о том, что делать дальше?
- Мой посыл в том, что современное общество нуждается в введении определенной культуры потребления в данной сфере.
Мне очень нравится аналогия с едой. Когда выбор товаров в магазинах стал в какой-то момент зашкаливающим, люди перешли в состояние потребления по привычке. Это перестало быть здоровой потребностью утолить голод или подобрать минимальный набор продуктов, который тебе подходит, чтобы чувствовать себя в тонусе. Люди покупают больше еды, просто потому, что имеют такую возможность. Доступность чего бы-то ни было, отучает нас останавливаться, задумываться о том, что нам действительно нужно. С информацией та же история.
Поэтому мне хотелось бы натолкнуть людей на мысль о необходимости введения какого-то особого ЗОЖа в вопросе потребления доступных данных. Нам необходимо задуматься о создании какой-то современной культуры, которая заставит общество задаться вопросом: где проходит та линия, за которой переизбыток информации становится вредным?
- Кто на твой взгляд вообще способен профессионально провести такую границу?
- Психологи и нейрофизиологи могли бы ответить на многие важные вопросы. Какие визуальные или текстовые отображения влияют на сознание позитивно, а каких приёмов стоило бы избегать и ограничивать к ним доступ широкой аудитории, например. Даже количество часов работы с информацией влияет на наш мозг по-разному. А постоянное наблюдение за чужими жизнями и событиями заставляет нас чувствовать, что мы живем не так полноценно, как кто-то.
Мы ищем новые ориентиры, стараемся подражать одному, другому, теряясь в многообразии вариантов, и постепенно имеем все шансы упустить в этом себя. У меня были работы, где я делала упор именно на эту мысль – образы людей, составленные из множества прилаженных кое-как к друг другу разных кусочков. Те, кто пробует ухватить сразу множество вариантов, видя вокруг себя бездну возможностей, постепенно превращались в такие вот потерянные личности - обо всем и ни о чем одновременно. Забитые в себе, потерянные и не знающие, куда бежать. И это серьезная проблема, по-моему. Ведь в том числе и из-за этого желания взять всё, ни во что основательно не погружаясь, вылезают огромные психологические, а порой и психиатрические проблемы. Моя бабушка представления не имела о том, что в мире могут существовать панические атаки, а сейчас это одна из самых частых проблем, с которыми обращаются к специалистам.
- Ты начинала с того, что работала тату-мастером. Эта профессия повлияла как-то на то, что ты делаешь сейчас?
- Она дала мне огромную базу знаний о человеческой психологии.
Когда к тебе приходят с эскизом, надо понять, какую именно мысль заказчик пытался запечатлеть в этом изображении и цветах. Начинаешь общаться с людьми, слышишь множество историй, которые их затрагивают. Задумываешься о том, как правильно через образы воплотить идею, которая важна для них, а не просто создать красивую картинку. А потом на основании размышлений, которые рождали эти разговоры, я начала создавать собственные живописные концепты. Чтобы выразить темы, которые стали актуальными уже для меня.
В течение года формировалась выставка, её заметили и у меня появилась возможность сделать работу здесь. Выразить главное в моменте. Но для того, чтобы до этого дойти, примерно 10 лет лично я изучала людей, делая татуировки. Сегодня далеко не все работают так, в этой профессии ценится отточенный стиль. Я больше задумывалась о смыслах. Поэтому, наверно, и произошло моё постепенное вливание в искусство, в том числе и уличное.
- Как ты думаешь, окажется ли в итоге понятным посыл твоей первой работы тем, кто увидит её на улице?
- Донести свои идеи до всех невозможно, как бы ты ни старался. Но многие люди интересовались тем, что я хотела сделать видимым.
Мне не интересно рисовать на улице просто яркие изображения, которые ни о чем не говорят. Такую работу я начну и, скорее всего, не закончу. Потому что сама не буду понимать, зачем она. Моя внутренняя мотивация творить основана именно на том, что правильно выбранные образы могут натолкнуть человека, увидевшего их, на новые мысли.
Если из сотни прохожих один получит толчок для того, чтобы задуматься всерьез о чем-то, что раньше не приходило ему в голову, это уже здорово.
#Одинцово #новаятрехгорка #культурныйкод #UrbanMorphogenesis #стритарт